Суббота, 18.11.2017, 16:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Сообщение для родителей
[ Скачать с сервера (40.0Kb) ] 26.10.2014, 22:26
Сообщение на тему: «Использование приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению. Недостатки произношения и лексики, грамматического оформления фразы и просодики речи, с которыми ребенок приходит в первый класс, являются актуальной проблемой , поскольку устная речь становится базой и средством дальнейшего обучения. Кроме того, наряду с данными отклонениями, для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушение слухоречевого внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, пространственная и временная ориентировки. У многих детей повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность целенаправленных действий, основных понятий и представлений. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в систему образования специальных организационных приемов активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного учреждения. Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой патологией важно организовать постоянную, именно постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения. Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие. Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения. На логопедических занятиях используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых: • Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, самомассаж, физкультминутки и др.; • Известный факт, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. На логопедических занятиях используются некоторые виды самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Многие дети нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения и на занятиях применяется такая форма обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму. Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние. Для занятий подбираются динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. Использование определенных приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, формы и темы занятия и т.д. Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Умело используемые на занятии куклы помогают вызвать положительные эмоции, постепенно ослабить нервное напряжение у детей. Кукла в руке ребенка концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти. Игра с куклой развивает не только мышцы кисти и пальцев рук, она опосредованно развивает умение быть внимательным, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дает возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность. Кукла позволяет ребенку «спрятаться», даже если он боится говорить, заикается и краснеет, говоря за куклу, он успокаивается. И, в результате, говорить начинает увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; - корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность; -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению. Сообщение подготовлено по материалам сайта «Логопортал»
Категория: Мои файлы | Добавил: Работа
Просмотров: 61 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: