Суббота, 23.09.2017, 12:26
Приветствую Вас, Гость

Создание психологического комфорта в группах детского сада

(семинар – практикум)

/seminar_pedagoga-psikhologa.docx

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Оборудование: презентация, тест «Педагогические стили общения», диагностический инструментарий.

План проведения семинара.

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

4. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

5. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

6. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»

7. Обсуждение, подведение педагогов.

 

1. Проблема психологического здоровья на современном этапе.

Чаще всего педагоги и родители по поводу их понимания термина «здоровье» говорят о стабильности физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но ещё и эмоционального здоровья, как самого себя, так и по отношению к ребёнку.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив (слайд 3) последствия психологического дискомфорта для ребёнка: - появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; - проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; - один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

3. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. (слайд 7)

Давайте мы с вами узнаем, какой стиль педагогического общения подходит к нашим педагогам, я вам раздам анкеты, вы их заполните. В конце мы посчитаем баллы и получим результат. (Приложение №1 - Анкета "Стиль педагогического общения" - /prilozhenie-1.docx)

4. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка. Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами.Посмотрите  перед вами лежат методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.

             Рисунок «Я в своей группе детского сада».

             Цветовая диагностика «Домики».

             Тест на эмоциональное отношение.

             Анализ «Атмосфера в моей группе».

             Социометрия.

 По этим методикам можно определить комфортно ли детям в группе, как эмоционально воспринимают группу дети, какая атмосфера в группе, и кто и в группе лидеры и аутсайдеры. Рассказать по каждой методике.

Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные результаты представляют собой оценку профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

5. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

 Комплекс упражнений  для снятия  эмоционального напряжения педагогов. (Приложение №2 "Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения" - /prilozhenie-2.docx )


6.  Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

- Быть затейником и участником детских игр и забав.

- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

-Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

  В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:
- организацию зоны для психологической разгрузки;
- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; 
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это –  

Психологические речевые настройки

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. 

Основное предназначение – создание хорошего настроения.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т.д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

Примеры психологических речевых настроек:

- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

А теперь придумайте сами по одной психологической настройке и продемонстрируйте.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Давайте подведём итог семинара.

Что вы узнали нового о себе?

Какие чувства вы испытали после проделанных упражнений для снятия напряжения?

Как вы создаёте психологический комфорт в группах, поделитесь своим опытом?

Спасибо за внимание!

Приложение № 3 "Методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада" - /prilozhenie_3.docx

Приложение № 4 "Схема наблюдения за поведением ребенка в процессе психологического обследования" - /prilozhenie_4.docx

Приложение № 5 "Тест на эмоциональное отношение" - /prilozhenie_5.docx

Приложени № 6 "Анализ отмосферы в группе детей" - /prilozhenie_6.docx